Дайджест Межмуниципального Чарышского отдела Управления Росреестра по Алтайскому краю за февраль 2020 года

Что такое презумпция добросовестного приобретателя?
С 1 января 2020 года вступил в силу новый закон, который фактически закрепляет «презумпцию добросовестного приобретателя» и предусматривает полноценный механизм защиты его права собственности. Помимо этого в сфере недвижимости ряд законодательных новелл вступили в законную силу в конце 2019 года и поэтому сейчас уже можно поговорить о том, насколько активно они претворяются в жизнь. Поэтому гостем нашей редакции сегодня стала заместитель руководителя Управления Росреестра по Алтайскому краю Елена Бандурова.
— Елена Владимировна, давайте обо всем по порядку, кто такой «добросовестный приобретатель» недвижимости? Можно сказать, что это просто рядовой гражданин, который собирается купить недвижимость?
Ответ:
— Да, действительно это гражданин, который приобретает недвижимость,
но с одной поправкой – этот человек подходит к решению квартирного вопроса серьезно и накануне сделки запрашивает данные из ЕГРН (единого государственного реестра недвижимости), не полагаясь только на аргументы
и факты продавца и его представителя. Если человек сделал все правильно и при покупке недвижимости полагался на сведения из ЕГРН, он приобретает статус добросовестного приобретателя.
— Если покупатель получил выписку из ЕГРН и уверен в том, что квартирой больше никто не владеет кроме продавца, как же в этой ситуации сделка может быть признана незаконной? Иными словами, что может пойти не так для потенциального собственника?
Ответ:
— Приобретая жилое помещение, например, квартиру, понимая, что заключаем договор с ее правообладателем, мы не можем знать каких-то «подводных камней». И в последствие, через какое-то время скажем выяснится, что продавец не мог полноценно распоряжаться этим объектом или по нему был спор или иные лица имели право на него претендовать. И затем в суде правообладатель, чьи права были ущемлены, но об этом не знал покупатель, оспаривает сделку. Конечно, суд
он выигрывает. Получается добросовестный приобретатель остается и без денег,
и без жилья. Как раз в таких случаях государство выступает гарантом, обеспечивая таких граждан компенсацией. Но при условии, что «добросовестный приобретатель» полагался на сведения Росреестра об объекте недвижимости.
— Где и как можно получить выписку из единого государственного реестра недвижимости?
— Ответ:
— Это можно сделать в МФЦ или используя электронные сервисы Управления Росреестра. В выписке из ЕГРН будут отражены все ограничения и обременения на указанный объект недвижимости и другие сведения.
— Допустим «добросовестный приобретатель» полагался на выписку из ЕГРН, но случилось так, что на купленную им квартиру кто-то заявил свои права и абсолютно законно. Тогда «добросовестный приобретатель» остается без денег и без квартиры?
Ответ:
— Конечно, нет, поскольку государство выступает гарантом, в этом случае «добросовестный приобретатель» обращается с иском в суд о возможности получения компенсации в размере рыночной или кадастровой стоимости объекта недвижимости. Но при этом важно отметить, что «добросовестный приобретатель» может претендовать на компенсацию от государства в том случае, если такую выплату он не получал ранее или получал частично.
— Если квартира была куплена два или пять лет назад, а неприятность со скрытым владельцем случилась сейчас, можно претендовать на получение компенсации?
Ответ:
— Да. Здесь закон предусмотрел обратную силу, то есть гражданин, купивший недвижимость, если такая сделка была заключена и оспорена в суде до вступления в силу соответствующих изменений в законодательстве, «добросовестный приобретатель» в течение трех лет с даты вступления изменений в силу (01.01.2020) имеет право подать иск о получении компенсации.
— С приобретением жилья на вторичном рынке мы разобрались, расскажите, как активно работает закон реализации квартир на первичном рынке с применением счетов эскроу?
Ответ:
— С момента вступления в силу закона об обязательном применении счетов-эскроу, то есть с июля 2019 года и по сегодняшний день в Барнауле зарегистрировано 224 договора долевого участия с применением счетов-эскроу 52 из них в январе 2020 года. Постепенно рынок трансформируется и уже шесть строительных организаций работают в новом формате, возводя 12 многоэтажных жилых домов, используя систему проектного финансирования. Количество договоров долевого участия снизилось в сравнении с аналогичным периодом прошлого года примерно на 30%, но это можно отнести к особенностям переходного периода.
— И в заключении вопрос о вступлении в силу результатов новой кадастровой стоимости. Окончательная стоимость уже имеется, где можно с ней ознакомиться?
Данные результаты утверждены приказом Управления имущественных отношений Алтайского края от 11.10.2019 № 97 «Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости на территории Алтайского края».
Приказ опубликован на сайте «Официальный интернет-портал правовой информации» (http://pravo.gov.ru), а также на сайте Управления имущественных отношений Алтайского края (http://www.altairegion-im.ru) в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
В настоящее время в Единый государственный реестр недвижимости внесена утвержденная приказом № 97 кадастровая стоимость 156 тыс. земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, 19 тыс. земельных участков из земель промышленности и иного специального назначения, а также 1505 тыс. объектов недвижимости — объекты капитального строительства.

Отказ от права на земельный участок?
Управление Росреестра по Алтайскому краю разъясняет требования законодательства при отказе от права на земельный участок.
Земельное законодательство предусматривает в качестве одного из оснований прекращения права на земельный участок отказ от права на него.
Особенности государственной регистрации прекращения права собственности на земельный участок регулируются статьей 56 Федерального закона от 13.07.2015г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Государственная регистрация прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от соответствующего права собственности осуществляется на основании заявления собственника земельного участка. Отказаться от права собственности на землю могут как гражданин или юридическое лицо, которые зарегистрировали свои права в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), так и лица, чьи права возникли до 31.01.1998г., но не были зарегистрированы в ЕГРН. Заявление о прекращении права собственности можно подать в любом офисе Многофункционального центра «Мои документы»
К заявлению о прекращении права собственности прилагается правоустанавливающий документ на земельный участок либо документ, устанавливающий или удостоверяющий право на земельную долю. Предоставление указанных документов не требуется в случае, если право собственности на этот земельный участок или земельную долю ранее было зарегистрировано в ЕГРН.
Право собственности на земельный участок или земельную долю прекращается с даты государственной регистрации прекращения указанного права. С этой даты земельный участок или земельная доля становится собственностью субъекта Российской Федерации или соответствующего муниципального образования (городского округа, городского или сельского поселения, муниципального района) по месту расположения земельного участка.
За государственную регистрацию прекращения права собственности на земельный участок или земельную долю вследствие отказа от права на него государственная пошлина не взимается, то есть вся процедура осуществляется бесплатно.
Для прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком или права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком законодателем установлен иной порядок.
При отказе от права пожизненного наследуемого владения земельным участком или права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, заявление об отказе от права подается в исполнительный орган государственной власти или органы местного самоуправления, уполномоченные на предоставление земельных участков.
Данные органы на основании представленного заявления об отказе от права на земельный участок принимают решение о прекращении права пожизненного наследуемого владения земельным участком или права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком.
При этом, если право пожизненного наследуемого владения земельным участком или право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком ранее зарегистрировано в ЕГРН, орган власти обязан обратиться в орган регистрации прав для государственной регистрации прекращения права.

Закон о совершенствовании государственной кадастровой оценки даст возможность правообладателям повлиять на точность и объективность сведений
В последнее время достаточно активно обсуждается закон о совершенствовании государственной кадастровой оценки, подготовленный при участии Росреестра.
Поправки в этом документе направлены на урегулирование нескольких вопросов. Первое — дать правообладателям реальную возможность повлиять на оценку до ее принятия. Второе — дать регионам инструменты по исправлению старых ошибок. Третье — повысить ответственность за результаты оценки и повысить скорость и качество исправления возможных ошибок. Четвертое — применять исправленную кадастровую стоимость взамен исправляемой согласно принципу «любая ошибка — в пользу правообладателя». Пятое — перейти к единому прогнозируемому циклу кадастровой оценки во всех регионах нашей страны. И наконец шестое — переформатировать комиссии по рассмотрению споров о кадастровой оценке таким образом, чтобы механизм внесудебного установления рыночной стоимости стал реально доступным и справедливым по отношению ко всем правообладателям.
«Важно, что изменения не касаются самой процедуры оценки, — отмечает Алексей Горяйнов, начальник отдела землеустройства и мониторинга земель, кадастровой оценки недвижимости, геодезии и картографии Управления Росреестра по Алтайскому краю. — Цель поправок в закон – предоставить правообладателям реальную возможность повлиять на оценку своих участков и домов до ее утверждения».
Кроме того, учтены предложения бюджетных учреждений, проводящих кадастровую оценку. Законопроект предусматривает предоставление перечня всех объектов недвижимости на территории региона в рамках подготовки к проведению оценки, а также предоставление бюджетным учреждениям информации о ценах сделок с объектами недвижимости.
«В случае принятия проекта закона невозможно будет утвердить версию отчета, которая не проходила публичного обсуждения», — резюмирует Алексей Горяйнов.
Для удобства граждан предусмотрен отдельный отчет для «бытовой недвижимости». Сейчас отчет о кадастровой оценке представляет из себя один большой документ, куда включаются все возможные объекты недвижимости: торговые комплексы, офисные и промышленные объекты, «бытовая недвижимость». В итоге, гражданам сложно найти свои объекты.
Каждая версия проекта отчета будет доступна на сайте бюджетного учреждения для ознакомления для всех заинтересованных лиц в течение 15 дней, а первая версия — в течение 30 дней. В этот период каждый может ознакомиться с проектом и высказать свои замечания к нему.
«Если правообладатели не согласны с заявленными выводами, они могут обратиться с замечанием в региональное бюджетное учреждение, — продолжает Алексей Горяйнов. — Причем обратиться можно любыми доступными способами — как напрямую в учреждение, подготовившее отчет, направив свои возражения в бумажном виде либо по электронной почте, так и через МФЦ».
В действующем регулировании нужно успеть ознакомиться с очередной версией проекта отчета, успеть сформулировать к ней замечание в течение не более чем 5 дней.
В случае несогласия с результатами кадастровой оценки можно направить обращение в региональное бюджетное учреждение, которое занимается кадастровой оценкой. Также нужно понимать разницу: допустили ошибку, когда проводили оценку, или сегодня рынок другой — объект изменил свою стоимость. Для одного и другого случая законопроект предлагает свои решения.
Если допущена ошибка, то она должна быть исправлена. Для этого необходимо подать заявление об исправлении ошибки в региональное бюджетное учреждение, и оно исправит ошибку. Более того, к обязанностям учреждения относится еще и исправление ошибок по соседним объектам.
Допустим, при оценке ошиблись с учетом обеспеченности садового товарищества газом. Для исправления ошибки не придется ходить каждому собственнику и индивидуально разбираться в ситуации — достаточно заявить
о наличии ошибки всего один раз.
Если же с течением времени трансформировался рынок или что-то изменилось на территории, где расположен такой объект, то человек может обратиться к рыночному оценщику, чтобы он определил, сколько объект стоит на рынке сегодня. Такое заявление об установлении кадастровой стоимости в размере рыночной также подается в региональное бюджетное учреждение.
Помимо этого, в законопроекте предусмотрен механизм, при котором серьезное снижение на рынке должно привести к соразмерному снижению кадастровой стоимости. Для этого планируется без затрат со стороны правообладателей недвижимости рассчитывать индекс рынка недвижимости, сопоставляя кадастровую и рыночную стоимости. В случае уменьшения индекса более чем на 30%, он будет прямо применен ко всем кадастровым стоимостям. То есть кадастровая стоимость будет уменьшена путем умножения на величину индекса. Для этого не нужно нести никаких расходов — Росреестр самостоятельно определит величину индекса и в случае существенного снижения применит его.
Справка
На территории Алтайского края государственную кадастровую оценку осуществляет КГБУ «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки», расположенное по адресу: г. Барнаул, ул. Кирова, 25А, официальный сайт бюджетного учреждения: www.altkadastr.ru.

Комиссия по оспариванию кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Алтайскому краю продолжает работу
Управление Росреестра по Алтайскому краю информирует о результатах работы межведомственной комиссии по рассмотрению споров о кадастровой стоимости в январе 2020 года. Всего в комиссию поступило 14 заявлений
об оспаривании кадастровой стоимости (в январе 2019 года — 35), из которых девять принято к рассмотрению, пять — не принято.
Основная причина отказа в принятии заявлений к рассмотрению – непредставление обязательных документов, в частности выписки из Единого государственного реестра недвижимости о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
За месяц проведено 2 заседания комиссии, на которых рассмотрено 57 заявлений (в январе 2019 года — 107). В результате рассмотрения принято 14 решений об отклонении заявлений о пересмотре результатов определения кадастровой стоимости недвижимости и 43 решения об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Таким образом, 75% из числа рассмотренных в январе заявлений удовлетворено.
Единственная причина отклонения заявлений — это несоответствие отчетов
об оценке рыночной стоимости, представляемых в комиссию вместе с заявлением, требованиям Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и федеральных стандартов оценки.
Напоминаем: контроль за профессиональной деятельностью оценщиков осуществляют саморегулируемые организации оценщиков. Управление Росреестра по Алтайскому краю не обладает полномочиями по надзору и контролю за деятельностью оценщиков.
Справка: Федеральным законом от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (в редакции от 02.06.2016 № 172-ФЗ) установлено, что заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в комиссию в период с даты внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости по дату внесения в ЕГРН результатов определения кадастровой стоимости, полученных при проведении очередной государственной кадастровой оценки или в соответствии со статьей 24.19 указанного закона,
но не позднее чем в течение пяти лет с даты внесения в ЕГРН оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости.

Реструктуризация долгов гражданина как процедура банкротства: особенности и последствия
Институт банкротства граждан введен в действие Федеральным законом № 154 ФЗ «О банкротстве физических лиц» с 1 октября 2015 года. До 2015 года в России заявить о банкротстве и пройти соответствующую процедуру могло только юридическое лицо.
Вместе с тем, процедура признания банкротом физических лиц за последние годы становится весьма востребована и популярна.
В законодательстве четко обозначены признаки, при которых может быть применима процедура банкротства физлица:
 сумма задолженности должна превышать 500 000 рублей;
 просрочка выплаты долга или очередного платежа по нему составляет
3 месяца и более;
 невозможность выплатить долг в дальнейшем.
Инициатором банкротства может выступать как сам должник, так и кредитор или налоговая служба, причем налоговики инициируют процедуру, если задолженность гражданина по налоговым платежам в совокупности превышает 500 000 рублей.
Несостоятельность физического лица предполагает реализацию следующих процедур:
 реструктуризация долгов;
 реализация имущества должника;
 заключение мирового соглашения.
При наличии подтвержденного дохода (не менее 25-35 тысяч рублей) применяется реструктуризация. Решение о реструктуризации задолженности применяется судом исходя из финансового состояния должника.
Реструктуризация при банкротстве – это комплекс мер, направленных на реабилитацию или финансовое оздоровление должника. Разрабатывается план погашения долгов, по которому гражданин обязан выплачивать задолженности в течение трех лет.
Федеральный закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает определенные требования для введения процедуры реструктуризации:
— у должника должен быть постоянный источник дохода;
— отсутствовать непогашенная или неснятая судимость за умышленные преступления в экономической сфере
— истек срок, в течение которого гражданин считается подвергнутым административному наказанию за мелкое хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества либо за фиктивное или преднамеренное банкротство;
— гражданин не признавался банкротом в течение 5 лет, предшествующих плану реструктуризации долгов;
— в отношении гражданина не было утверждено других планов реструктуризации в течение 8 лет, предшествующих представлению этого плана.
При введении арбитражным судом реструктуризации задолженности, для гражданина наступают следующие положительные последствия:
— все штрафы и пени перестают начисляться;
— исполнительные производства в отношении заемщика прекращаются, аресты имущества и обеспечительные меры снимаются;
— реализация всего имущества не производится (кроме предмета залога), и должник сможет сохранить свою собственность.
Как можно было заметить, все последствия введения рассматриваемой процедуры направлены на обеспечение сохранности имущества и денежных средств, имеющихся у должника. Это сделано для того, чтобы долги перестали увеличиваться.
Вместе с тем, при введении судом реструктуризации долга, наступят и иные последствия, к которым необходимо быть готовым. Прежде всего, должник должен помнить, что практически все сделки, касающиеся его имущественных прав, он теперь может совершать только с согласия своего финансового управляющего, причем в письменной форме. Это сделки по приобретению или отчуждению движимого имущества стоимостью свыше 50 000 рублей, любого недвижимого имущества, транспортных средств, сделки по заключению или выдаче займов и кредитов и сделки по передаче имущества в залог и т.д.
В дальнейшем, формируется реестр требований кредиторов, затем разрабатывается план реструктуризации (должником, кредитором или ФНС), который утверждается собранием кредиторов и судом.
Ключевое место в процедуре реструктуризации занимает деятельность финансового управляющего должника – физического лица, который обязан опубликовать сведения с этой информацией в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве (ЕФРСБ), провести собрание кредиторов должника, на рассмотрении которого будет представлен проект графика погашения долгов гражданина.
Кроме этого, на рассмотрение первого собрания кредиторов финансовый управляющий представит отчет о своей деятельности, сведения о финансовом состоянии должника и свои предложения по поводу проекта плана реструктуризации долгов.
Если график реструктуризации долгов, утвержденный арбитражным судом успешно исполнялся должником, то не позднее, чем за 1 месяц до конечной даты его исполнения, финансовый управляющий готовит отчет о результатах исполнения плана реструктуризации долгов, который направляется всем кредиторам, а также в арбитражный суд.
После выполнения плана долги считаются погашенными. Расплатившийся по графику гражданин финансово свободен и не признается банкротом.

Работа по устранению пересечений лесных участков с иными земельными участками в Алтайском крае близится к завершению
С 1 сентября 2017 года Управлением Росреестра по Алтайскому краю совместно с Филиалом ФГБУ ФКП «Росреестра» ведутся работы по реализации положений Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель», получившего сокращенное наименование Закон о «лесной амнистии».
Работа по устранению пересечений границ земельных (лесных) участков, отнесенных к категории земель лесного фонда, с границами иных земельных (лесных) участков ведется в соответствии с Планом-графиком, утвержденным совместным приказом ведомств.
По состоянию на 01.09.2017 выявлено 18 772 указанных пересечения
(в отношении 15 715 лесных участков).
По состоянию на 01.01.2019 значилось 6 620 пересечений (в отношении 8 388 лесных участков). По состоянию на 10.01.2020 осталось устранить 853 пересечения (в отношении 843 лесных участков). График динамики пересечений:
Всего по состоянию на 10.01.2020 устранено 17 919 фактов пересечений в отношении 14 782 лесных участков.
Справка
Чаще всего среди российских регионов закон о «лесной амнистии» применяли в Кабардино-Балкарской Республике — 27,4 тыс. случаев, в Алтайском крае (6,8 тыс.), Подмосковье (6,7 тыс.) и Республике Мордовия (3,6 тыс.). Всего с началом действия закона о «лесной амнистии» регистрация земельных участков была произведена Росреестром 73 тыс. раз. В том числе 62 тыс. раз (85% от общего количества) по инициативе ведомства.