Новшества в системе обращения с твердыми коммунальными отходами

С 1 января 2019 года в России стартовала новая комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО), направленная на улучшение регулирования процессов обращения с отходами, сокращение объемов захоронения образуемых отходов за счет сортировки и раздельного накопления ТКО, как следствие, улучшение экологической ситуации в стране, исключение образования несанкционированных свалок, максимальное вовлечение отобранных ресурсов во вторичную переработку.
Для осуществления целей реформы на территории края по 7 зонам на конкурсной основе отобраны региональные операторы – юридические лица, которые будут работать по принципу «Одного окна» и нести всю ответственность с момента погрузки ТКО в мусоровозы до момента их утилизации или размещения на полигонах, в Чарышском районе это региональный оператор ООО «Спецобслуживание-Центральное».
Подробные контактные данные указанного регионального оператора, а также перечень обсуживаемых территорий опубликованы на сайте Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Алтайского края в разделе «Жилищно-коммунальное хозяйство» (далее – Минстрой).
Региональные операторы приступили к исполнению обязательств с 1 января 2019 года на основании соглашений, заключенных с Минстроем.
Региональный оператор вправе как самостоятельно осуществлять вывоз ТКО от потребителей, так и посредством заключения договоров с операторами по обращению с ТКО. При этом любая компания, оказывающая услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, но не имеющая договора на оказание услуг с региональным оператором, вывозить ТКО самостоятельно и предоставлять счета на оплату оказываемой услуги не имеет права.
Все собственники помещений в многоквартирном доме, собственники частных домовладений, юридические лица и индивидуальные предприниматели, в результате деятельности которых образуются твердые коммунальные отходы, в силу ст. 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 .1Ч 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» обязаны заключить договор на вывоз и утилизацию твердых коммунальных отходов с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальньте отходы и находятся места их сбора, оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.
Однако, незаключение либо уклонение от заключения договора в письменной форме не освобождает потребителей от оплаты за коммунальные услуги в области обращения с ТКО, поскольку в соответствии с п.п.8(17), 8(18) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, при выполнении региональных оператором указанных в данном пункте обязанностей по размещению в СМИ и в сети Интернет на соответствующих сайтах предложения о заключении договора и формы типового договора и незаключении в установленные сроки потребителем договора такой договор на оказание услуг по обращению с ТКО считается заключенным на условиях типового договора, в том числе по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора.
Региональный оператор не вправе отказывать в заключении договора лицам, которые образуют отходы в зоне его деятельности. По договору на оказание услуг по обращению с ТКО региональный оператор обязуется принимать ТКО в объеме и в месте, которые определены в договоре с потребителем, и обеспечивать их сбор, транспортировку, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации. Услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами является коммунальной, следовательно, на неё распространяются все льготы, которые предоставляются отдельным категориям граждан в части оплаты коммунальных услуг.
В целях реализации мероприятий реформы, оказания содействия как региональным операторам, так и потребителям услуги в сфере обращения ТКО, пресечения нарушений закона, восстановления нарушенных прав граждан, юридических лиц и предпринимателей действующим законодательством органы власти и местного самоуправления наделены соответствующими полномочиями (ст.ст.5, 6, 8, 25 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», ст.22 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст.20 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст.ст.5-7 Закона края от 11.02.2008 № 11-ЗС «Об обращении с отходами производства и потребления в Алтайском крае», п.п.9, 10 Правил осуществления деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Алтайского края, утвержденных постановлением Правительства Алтайского края от 06.07.2017 № 245, указы Губернатора края об утверждении положений о соответствующих органах государственной власти края).
На территории края органами власти, наделенными полномочиями в сфере обращения ТКО, в том числе контрольно-надзорными функциями, являются:
— Межрегиональное управление Росприроднадзора по Алтайскому краю и Республике Алтай, осуществляет лицензирование деятельности в сфере обращения отходов, лицензионньих контроль, федеральный экологический надзор в рамках государственного надзора в области обращения с отходами (г. Барнаул, ул. Пролетарская, 61, сайт — http://22.rpn.gov.ru/)
— Управление Роспотребнадзора по Алтайскому краю и его территориальные органы, осуществляют санитарно-эпидемиологический надзор за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований к сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов производства и потребления, в том числе требований к объектам размещения твердых коммунальных отходов, к местам (площадкам) накопления отходов (г. Барнаул, ул. Максима Горького, 28, сайт — http://22.rospotrebnadzor.ru/);
— Министерство природных ресурсов и экологии Алтайского края, осуществление государственного надзора в области обращения с отходами на объектах хозяйственной и (или) иной деятельности, подлежащих региональному государственному экологическому надзору и др. (г. Барнаул, ул. Чкалова, 230, сайт — http://altaipriroda.ru/);
— Инспекция строительного и жилищного надзора Алтайского края, государственный жилищный надзор за соблюдением правил предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, в том числе порядка начисления платы за данную услугу, прав потребителей на предоставление услуги надлежащего качества (в частности, на вывоз ТКО согласно согласованного в договоре на оказание услуг по обращению с ТКО либо типового договора на оказание услуг по обращению ТКО графика вывоза ТКО (г. Барнаул, просп. Ленина, 7, сайт — http://giak.ru/);
— Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, установление нормативов накопления ТКО, государственное регулирование цен (тарифов) на услуги регионального оператора в сфере обращения с ТКО, региональный государственный контроль (надзор) в части правильности применения тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами и др. (г. Барнаул, ул. Молодежная, 1, сайт — https://altaitarif22.ru/);
— Минстрой, участие в проведении государственной политики в области обращения с отходами на территории Алтайского края, организация деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и захоронению твердых коммунальных отходов, регулирование деятельности региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществление контроля за деятельностью регионального оператора
(г. Барнаул, просп. Ленина, 7, сайт — http://sgd22.ru/).
Проверки исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО органами местного самоуправления проводятся прокуратурой.
Так, при проведении проверки исполнения законодательства в сфере обращения с ТКО прокуратурой района в деятельности администрации Чарышского района выявлен ряд нарушений в том числе связанные с размещением контейнерных площадок для накопления ТКО на территории района, в связи с чем в адрес администрации района внесено представление об устранении нарушений законодательства. Устранение данных нарушений находится на контроле прокуратуры района.
Кроме того сообщаю, что при наличии жалоб, связанных с исполнением указанного законодательства, граждане имеют право обратиться в указанные органы, а также в прокуратуру района.

Заместитель прокурора района Е.А. Дурнов