Правовое регулирование отношений в сфере государственного контроля (надзора) и муниципального контроля

Отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля урегулированы Федеральным законом от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон № 294-ФЗ).
Положения Закона № 294-ФЗ, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются:
 при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия;
 при осуществлении прокурорского надзора (за исключением случаев проведения органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля проверок по требованию прокурора), правосудия и проведении административного расследования;
 при производстве по делам о нарушении антимонопольного законодательства Российской Федерации;
 при расследовании причин возникновения аварий, несчастных случаев на производстве, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений, поражений) людей, животных и растений, причинения вреда окружающей среде, имуществу граждан и юридических лиц, государственному и муниципальному имуществу;
 при расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и ликвидации их последствий;
 при проведении проверки устранения обстоятельств, послуживших основанием назначения административного наказания в виде административного приостановления деятельности;
 к мероприятиям по контролю, направленным на противодействие неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком;
 к мероприятиям, проводимым должностными лицами войск национальной гвардии Российской Федерации при выявлении нарушений требований к оборудованию инженерно-техническими средствами охраны важных государственных объектов, специальных грузов, сооружений на коммуникациях, подлежащих охране войсками национальной гвардии Российской Федерации.
Положения этого Закона также не применяются при осуществлении 23 видов государственного контроля (надзора), к которым, в частности, относятся налоговый контроль, банковский и страховой надзор, контроль за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, контроль за соблюдением требований законодательства об антитеррористической защищенности объектов, государственный контроль и надзор за обработкой персональных данных (ч. 3.1 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).
Для 39 видов государственного контроля (надзора) другими федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры.
Например, такие особенности установлены для лицензионного контроля, федерального государственного надзора в области безопасности дорожного движения, промышленной безопасности, за соблюдением трудового законодательства, федерального государственного пожарного надзора, строительного надзора, регионального государственного жилищного надзора, муниципального жилищного контроля, государственного земельного надзора (ч. 4 ст. 1 Закона № 294-ФЗ).
Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых и утверждаемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями ежегодных планов (ст. 9 Закона № 294-ФЗ).
Проверки проводятся не чаще чем один раз в три года со дня:
1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;
2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;
3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством Российской Федерации в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.
Вместе с тем, имеются и исключения из этого правила. Так, в отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944.
Кроме того, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель вправе подать в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля заявление об исключении из ежегодного плана проведения плановых проверок проверки в отношении их, если полагают, что проверка включена в ежегодный план проведения плановых проверок в нарушение установленного запрета на ее проведение. Порядок подачи таких заявлений установлен Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.11.2015 № 1268.
В соответствии со ст. 8.1 Закона №294-ФЗ при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) с 1 января 2018 года применяется риск-ориентированный подход.
Риск-ориентированный подход представляет собой метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности.
Критерии отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности устанавливаются положениями о видах государственного контроля (надзора).
При отнесении объектов к категориям чрезвычайно высокого, высокого, значительного риска или 1, 2, 3 классам опасности орган государственного контроля (надзора) размещает соответствующую информацию об этих объектах на своем официальном сайте. Кроме того, информация о категории риска или классе опасности предоставляется по запросу юридического лица или индивидуального предпринимателя.
Хозяйствующий субъект вправе подать в орган государственного контроля (надзора) заявление об изменении категории риска или класса опасности (с приложением документов). Орган государственного контроля (надзора) принимает решение в срок, не превышающий 15 рабочих дней с даты получения такого заявления.
Объекты, которым не присвоены определенные категории риска или классы опасности, считаются отнесенными к низшим, установленным для соответствующего вида государственного контроля (надзора) категории риска или классу опасности.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2016 № 806 установлены Правила отнесения деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и (или) используемых ими производственных объектов к определенной категории риска или определенному классу (категории) опасности и определены виды федерального государственного контроля (надзора), которые осуществляются с применением риск-ориентированного подхода (всего 38 видов).
В силу пункта 15 этих Правил плановые проверки, периодичность проведения которых определена Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.11.2009 № 944, проводятся в отношении хозяйствующих субъектов, осуществляющих виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, в социальной сфере, с установленной этим постановлением периодичностью независимо от отнесения объектов государственного контроля (надзора) к определенной категории риска или определенному классу опасности.

Заместитель прокурора района младший советник юстиции Е.А. Дурнов